Педагогам - Государственное учреждение образования "Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"

Педагогам

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕСУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Что нужно знать о суициде?

Прежде чем оказать помощь человеку, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если Вы знаете кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если Вам самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, Вы знакомы с кем-то, кто совершил суицидальную попытку или суицид. Если это так, то Вы, вероятно, слышали, как кто-то задавал вопрос: "Зачем было умирать?" или "Зачем было так поступать со своей семьей?"

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью на них не получишь однозначного ответа. Какая же проблема или проблемы могли возникнуть у этого человека? Может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все, кто выжил после попытки суицида, говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того чтобы удержать человека от суицида, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Потребность любви.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

потребность быть любимым;

потребность любить;

потребность быть частью чего-то.

Если эти три "потребности" присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, "не вовлеченность". Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце.

Это важно знать.

Суицид – одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является "убийцей № 2" молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. "Убийцей № 1" являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу "суицид" попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. 

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Суицид не передается по наследству

 Суициденты, как правило, психически здоровы. Но часто они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей, в определенном возрасте, наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди уходят из жизни из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения.

Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят.

Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.  "Последняя капля, которая переполнила чашу терпения". Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Кто склонен к суициду?  Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип установить сложно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.

Признаки суицидального поведения:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  1. Словесные признаки.
  2. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  3. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  4. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  5. Много шутить на тему самоубийства.
  6. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия;

- замкнуться от семьи и друзей и т.д.

  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  2. Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации педагогам  в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

В школе:

  • Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
  • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
  • Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
  • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
  • Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
  • Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения:

  • установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
  • будьте внимательным слушателем;
  • будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
  • помогите определить источник психического дискомфорта;
  • вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
  • помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
  • окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
  • внимательно выслушайте подростка!

Рекомендации по снижению уровня тревожности учащихся

Для снижения уровня тревожности необходимо проведение учителем ряда мероприятий:

- по возможности – установление дружеских, не авторитарных отношений с детьми;

-  снижение частоты использования отрицательного стимулирования выполнения деятельности учащихся, использование положительного стимулирования;

- поощрение ситуаций самовыражения и самораскрытия ребенка;

- мотивация на успех;

- по возможности, не применять ситуаций сравнения учащихся между собой;

- снижение значимости момента проверки знаний (придание процессу проверки знаний излишней значимости, «запугивание накануне», публичность ответов).

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

  1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
  2. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
  3. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
  4. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  5. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
  6. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  7. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
  8. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  9. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  10. Не забывайте хвалить себя!
  11. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
  12. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
  13. Станьте энтузиастом собственной жизни!
  14. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
  15. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
  16. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
  17. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
  18. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
  19. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.
  20. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  21. Музыка – это тоже психотерапия.
  22. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

свернуть

Памятка для педагогов по работе с подростками

  • ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  • Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  • Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности
  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

 

Памятка

Правила взаимодействия классного руководителя с родителями

• Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

• Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание

• Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

• Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

• Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.

• Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

ЕСЛИ

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

1. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)

2. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л. Толстой)

свернуть