Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
Поведение пострадавших детей:
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
Родные – самые близкие люди для ребенка, те кто может предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу детей и подростков. Помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».
«Правило пяти «нельзя»:
нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»:
Педагог-психолог О.А.Пэк
В настоящее время проблема буллинга в образовательной среде становится все более актуальной. Современный жизненный контекст не исключает явления насилия из процессов обучения и воспитания. Образовательный процесс в учреждениях образования во многом строится на конкуренции, что и вызывает всплеск буллинга.
Полноценное развитие и реализация индивидуального потенциала человека в школе возможно только в определенных безопасных психолого - педагогических условиях. Центральное место среди них принадлежит качеству межличностного общения и психологической безопасности в образовательной среде.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут педагогам корректировать негативные проявления в поведении учащихся в классном коллективе.
Педагог-психолог Пэк О.А.
12 марта 2025 года в учреждении образования для учащихся 1-9 классов прошли информационные часы «Школа без буллинга». Мероприятие было направлено на повышение уровня толерантности и тактичности среди обучающихся, а также на формирование нетерпимого отношения к любым формам насилия в образовательной среде.
План
проведения месячника по профилактике насилия в отношении детей,
предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
в ГУО «Зелёнковская базовая школа имени Т.С.Мариненко Полоцкого района»
(с 01.03.2025 по 01.04.2025 года)
Цель: раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
№ |
Мероприятия |
Дата проведения |
Участники |
Ответственные |
1. |
Разработка плана месячника по профилактике насилия в отношении детей, предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних |
до 01.03.2025 |
|
Педагог-психолог Пэк О.А. |
2. |
Отражение информации о проведении Месячника на сайте школы. |
Март 2025 |
|
Стельмачёнок А.М. |
3. |
Родительские собрания: «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»; «Здоровая семья- здоровый ребёнок» (родительский университет) «Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье». |
22.03.2025
|
Родители 7и 3 класса
|
Классные руководители 7и 3 классов |
4. |
Консультации для законных представителей «Личная безопасность и ваш ребенок»; «Культура воспитания и наказания в семье» |
04.03.2025
18.03.2025 |
Родители 1-9 классов |
Педагог-психолог Пэк О.А. |
5. |
Диагностика признаков насилия, с заполнением карты наблюдения |
Март 2025 |
Учащиеся 1-9 классов |
Классные руководители 1-9 классов, педагог-психолог Пэк О.А. |
6. |
Размещение на сайте школы информации для родителей на темы: «Научите ребенка всегда отвечать «Нет!», «Что делать в случаях, когда насилие происходит в семье?», «Как рассказать подростку про взаимоотношения полов» |
01.03. – 24.03.2025 |
Родители 1-9 классов |
Стельмачёнок А.М., классные руководители, педагог-психолог Пэк О.А. |
7. |
Классные часы по вопросам насилия «Ученик в опасности!» Угрозы, которые поджидают детей в интернете» (1-4кл.); «В стране безопасности. Мой выбор-моя ответственность» (5-7 кл.); «Заблудшие в сети» (8-9 кл.); |
20.03.2025 |
Учащиеся 1-9 кл |
Классные руководители.
|
8. |
Выставка рисунков «Мир в каждый дом» |
21.03.2025 |
Учащиеся 1-4 классов |
Классные руководители, педагог-психолог Пэк О.А. |
9. |
Психологическая беседа для педагогов:«Буллинг в подростковой среде. Причины и последствия»; |
28.03.2025 |
Педагоги |
Педагог-психолог Пэк О.А. |
10. |
Распространение для педагогов памяток «Как понять, что ребенок подвергается насилию», «Профилактика насилия в школе» |
До 28 марта 2025 года, далее – на протяжении учебного года |
Педагоги |
Педагог-психолог Пэк О.А. Педагог социальный Мороз Е.О. |
11. |
Заслушивание информации по итогам проведения мероприятий, направленных на выявление детей, подвергшихся насилию, на совете по профилактике |
Апрель 2025 |
|
Педагог-психолог Пэк О.А.
|
Педагог-психолог О.А.Пэк
Педагог социальный Е.О.Мороз
В рамках профилактической акции «Стоп насилие!» в учреждении образования курсантом Академии МВД Д.В. Зенкевичем была проведена беседа с учащимися. Главная цель мероприятия заключалась в привлечении внимания общественности к проблеме домашнего насилия, а также в предупреждении случаев насилия в отношении детей и обеспечении их защиты. Проведение профилактических мероприятий, таких как беседы и акции, помогает повысить осведомленность ребят о проблеме домашнего насилия и способствует ее преодолению. Акции подобного рода не только привлекают внимание к проблеме, но и могут вдохновить на конструктивные действия для поддержки жертв насилия и предотвращения его возникновения.
Учащиеся начальных классов подготовили рисунки к конкурсу "Мой дом - моя крепость". Фантазия, образное мышление и хорошее настроение благоприятно сказались на результатах творчества. Детские рисунки вызывают теплые и доверительные чувства, призывая всех ценить и уважать семейные ценности.
Педагог-психолог О.А.Пэк
Чтобы не стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись.
Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.
Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). Во всех областях республики создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.