Профилактика насилия - Государственное учреждение образования "Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"

Профилактика насилия

Правила безопасного поведения

Каждое насилие наказуемо

Консультация для педагогов. Как вести себя, если выявлен случай насилия

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

Рекомендации по выявлению жертв насилия

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.

Внешний вид детей:

  • припухлые, “заспанные” глаза;
  • бледное лицо;
  • сосание пальцев, раскачивание;
  • синяки на теле;
  • переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Поведение пострадавших детей:

  • неожиданная смена настроения;
  • приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
  • ребенок разговаривает сам с собой;
  • игра в воображаемом мире;
  • повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
  • хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
  • чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
  • нежелание идти домой, бродяжничество.

Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.

 

 

 

 

свернуть

Памятка для родителей. Научите своего ребенка говорить: «Нет»

Родные – самые близкие люди для ребенка, те кто может предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу детей и подростков. Помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя»:

нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;

  • нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места;
  • нельзя садиться в чужую машину;
  • нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;
  • нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»:

  • если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи;
  • если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее;
  • если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру;
  • если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Педагог-психолог                       О.А.Пэк

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике буллинга

 

         В настоящее время проблема буллинга в образовательной среде становится все более актуальной. Современный жизненный контекст не исключает явления насилия из процессов  обучения и воспитания. Образовательный процесс в учреждениях образования  во многом строится на конкуренции, что и вызывает всплеск буллинга.

         Полноценное развитие и реализация индивидуального потенциала человека в школе возможно только в определенных безопасных психолого - педагогических условиях. Центральное место среди них принадлежит качеству межличностного общения и психологической безопасности в образовательной среде.   

         Вот некоторые рекомендации, которые помогут педагогам корректировать негативные проявления в поведении учащихся в классном коллективе.

  • Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
  • Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  • Если по каким либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
  • Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).
  • Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом.
  • Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
  • Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
  • Необходимо избегать высмеивания ребят на уроках.
  • Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.
  • В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  • Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
  • Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.

 

Педагог-психолог                Пэк О.А.

 

        

 

свернуть

Школа без буллинга

12.03.2025

12 марта 2025 года в учреждении образования для учащихся 1-9 классов прошли информационные часы «Школа без буллинга». Мероприятие было направлено на повышение уровня толерантности и тактичности среди обучающихся, а также на формирование нетерпимого отношения к любым формам насилия в образовательной среде.

свернуть

План проведения месячника по  профилактике насилия в отношении детей

План

проведения месячника по  профилактике насилия в отношении детей,

предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

в ГУО «Зелёнковская базовая школа имени Т.С.Мариненко Полоцкого района»

(с 01.03.2025 по 01.04.2025 года)

Цель:    раннее     выявление     и     профилактика     случаев     насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Мероприятия

Дата

проведения

Участники

Ответственные

1. 

 Разработка плана месячника по  профилактике насилия в отношении детей, предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

до 01.03.2025

 

Педагог-психолог

 Пэк О.А.

2. 

Отражение информации о проведении Месячника на сайте школы.

Март 2025

 

Стельмачёнок А.М.

3.

Родительские собрания: «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»; «Здоровая семья- здоровый ребёнок»

(родительский университет) «Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье».

22.03.2025

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители  7и 3 класса   

  

Классные руководители 7и 3 классов

4.

Консультации для законных представителей

«Личная безопасность и ваш ребенок»; 

 «Культура воспитания и наказания в семье»

 

 

 

 

04.03.2025

 

18.03.2025

Родители

1-9 классов

Педагог-психолог

Пэк О.А.

5.

Диагностика признаков насилия, с заполнением карты наблюдения

Март 2025

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители 1-9 классов,

педагог-психолог Пэк О.А.

6.

Размещение на сайте школы информации для родителей на темы: «Научите ребенка всегда отвечать «Нет!», «Что делать в случаях, когда насилие происходит в семье?», «Как рассказать подростку про взаимоотношения полов»

01.03. – 24.03.2025

 Родители

1-9 классов

Стельмачёнок А.М.,

классные руководители,

педагог-психолог Пэк О.А.

7.

 Классные часы по вопросам насилия «Ученик в опасности!» Угрозы, которые поджидают детей в интернете» (1-4кл.);

«В стране безопасности. Мой выбор-моя ответственность» (5-7 кл.);

«Заблудшие в сети» (8-9 кл.);

20.03.2025

Учащиеся 1-9 кл

Классные руководители.

 

8.

Выставка рисунков «Мир в каждый дом» 

21.03.2025

Учащиеся 1-4  классов

Классные руководители,

педагог-психолог Пэк О.А.

9.

Психологическая  беседа для педагогов:«Буллинг в подростковой среде. Причины и последствия»;

28.03.2025

Педагоги

Педагог-психолог Пэк О.А.

10.

Распространение для педагогов памяток «Как понять, что ребенок подвергается насилию», «Профилактика насилия в школе»

До 28 марта 2025 года, далее – на протяжении учебного года

Педагоги

Педагог-психолог Пэк О.А.

Педагог социальный Мороз Е.О.

11.

Заслушивание  информации по итогам проведения мероприятий, направленных на выявление детей, подвергшихся насилию, на совете по профилактике

Апрель 2025

 

Педагог-психолог Пэк О.А.

 

 

Педагог-психолог                                                             О.А.Пэк

Педагог социальный                                                        Е.О.Мороз

 

 

свернуть

Стоп насилие!

В рамках профилактической акции «Стоп насилие!» в учреждении образования курсантом Академии МВД Д.В. Зенкевичем была проведена беседа с учащимися. Главная цель мероприятия заключалась в привлечении внимания общественности к проблеме домашнего насилия, а также в предупреждении случаев насилия в отношении детей и обеспечении их защиты. Проведение профилактических мероприятий, таких как беседы и акции, помогает повысить осведомленность ребят о проблеме домашнего насилия и способствует ее преодолению. Акции подобного рода не только привлекают внимание к проблеме, но и могут вдохновить на конструктивные действия для поддержки жертв насилия и предотвращения его возникновения.

свернуть

Конкурс рисунков «Мой дом - моя крепость»

Учащиеся начальных классов подготовили рисунки к конкурсу "Мой дом - моя крепость". Фантазия, образное мышление и хорошее настроение благоприятно сказались на результатах творчества. Детские рисунки вызывают теплые и доверительные чувства, призывая всех ценить и уважать семейные ценности.

свернуть

Памятка. Как уберечь подростка

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне. 

 Педагог-психолог                        О.А.Пэк

свернуть

Как не стать жертвой насилия

Чтобы не стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:

Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.

В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись.

Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.

Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.

Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.

Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.

Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.

Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.

Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

свернуть

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

       Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

   Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  2. Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  3. Нельзя садиться в чужую машину.
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  5. Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

    Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

    Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). Во всех областях республики создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

свернуть

Где тебе могут помочь?

Как тебя могут обмануть?

Общие характеристики педофила

Соблюдай правила безопасности!

Как избежать износилования?

Половая неприкосновенность

Брошюра