Родительские университеты - Государственное учреждение образования "Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"

Родительские университеты

                           

План работы 

Родительского университета

ГУО «Зелёнковская базовая школа имени Т.С.Мариненко»

на 2023/2024 учебный год 

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций; 

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей; 

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; 

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

Формы проведения занятий:

  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

ответственные

1-й класс

1

Тема 1. 

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

 28.10.23

Демидко А.И., классный руководитель

2

Тема 2.

 Режим дня школьника

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

23.12.23

Демидко А.И., классный руководитель

3

Тема 3. 

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

23.03.24

Демидко А.И., классный руководитель

4

Тема 4.

Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

18.05.24

Пэк О.А., педагог-психолог

2-й класс

1

Тема 1.

 Как родители могут помочь ребенку учиться

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

 28.10.23

Пэк О.А., классный руководитель

2

Тема 2. 

Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

23.12.23

Пэк О.А., классный руководитель

3

Тема 3.

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

23.03.24

Пэк О.А., классный руководитель

Мороз Е.О., соц.педагог

4

Тема 4. 

Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

18.05.24

Пэк О.А., классный руководитель

3-й класс

1

Тема 1. 

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

 28.10.23

Ольшевская И.Д., классный руководитель

2

Тема 2.  

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

23.12.23

Пэк О.А., педагог-психолог

3

Тема 3. 

Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

23.03.24

Мороз Е.О., социальный педагог

4

Тема 4. 

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

18.05.24

Пэк О.А., педагог-психолог

Ольшевская И.Д., классный руководитель

4-й класс

1

Тема  1

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

 

 28.10.23

Пэк О.А., педагог-психолог

2

Тема 2

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

23.12.23

Морозова А.Д., классный руководитель 

3

Тема 3

 Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

23.03.24

Морозова А.Д., классный руководитель

 

4

Тема 4 

Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

18.05.24

Морозова А.Д., классный руководитель 

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

ответственные

5-й класс

1

Тема 1. 

Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

 28.10.23

Абашкина О.Н., классный руководитель

2

Тема 2.

 Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

23.12.23

Абашкина О.Н., классный руководитель

3

Тема 3. 

Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

23.03.24

Пэк О.А., педагог-психолог

4

Тема 4.

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

18.05.24

Абашкина О.Н., классный руководитель

6-й класс

1

Тема 1. 

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

 28.10.23

Волкова А.И., классный руководитель

2

Тема 2. 

Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

23.12.23

Пэк О.А., педагог-психолог

3

Тема3.

 Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

23.03.24

Волкова А.И., классный руководитель

24

Тема 4. 

Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. 

Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

18.05.24

Волкова А.И., классный руководитель

7-й класс

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

 28.10.23

Пэк О.А., педагог-психолог

2

Тема 2. 

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

23.12.23

Мороз Е.О., социальный педагог

3

Тема 3.

 Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

23.03.24

Мороз Е.О., социальный педагог

Пэк О.А., педагог-психолог

4

Тема 4.

 Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

18.05.24

Молодежкина А.Н., классный руководитель

8-й класс

1

Тема 1. 

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

 28.10.23

 Кадлубович О.В., классный руководитель

2

Тема 2. 

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

23.12.23

Мороз Е.О., соц.педагог

3

Тема 3. 

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

23.03.24

Пэк О.А., педагог-психолог

4

Тема 4. 

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

18.05.24

Кадлубович О.В., классный руководитель

9-й класс

1

Тема 1.

Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

 28.10.23

Стельмачёнок А.М., классный руководитель

2

Тема 2.

 Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

23.12.23

Пэк О.А., педагог-психологМороз Е.О., соц.педагог

3

Тема 3. 

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Форми -рование у подростков потребности в здоровом образе  жизни,       ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

23.03.24

Стельмаченок А.М., классный руководитель

4

Тема 4. 

Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут

поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и проф.интересов подр.

18.05.24

Стельмачёнок А.М., классный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Служба спасения от ссор

Старайся управлять  своими чувствами.

Воспринимай любую ситуацию, как проблему для решения, а не   обид и переживаний.

Ответь себе, что можешь сделать ты, и что не могут сделать они.

Ты ответственен и за себя и за других.

Твоя сила в спокойствии и уравновешенности.

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.                       

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

В споре будь сдержан и тактичен.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

свернуть

Памятка для родителей НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Что же такое нравственность?

     Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. а также выполнение этих правил. проявляющихся в его поведении и поступках.

     Семья – это основа нравственного воспитания. именно в ней формируются нравственные приоритеты. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия. жестокости и безразличия. формируются семьёй и в семье.

     Семья – это основа формирования личности. И действительно. ребёнок. ещё не умея говорить. уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него.

   Нравственному воспитанию способствуют такие нравственные качества, как: доброта, отзывчивость верность своему слову любовь помощь справедливость уважение в семье

   Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете и поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни. Любая ситуация является проявлением нашего воспитания.

          По данным статистики родители с детьми общаются 20 минут в неделю! Задумайтесь, сколько времени вы общаетесь со своими детьми и как?

 

 

Несколько советов родителям по воспитанию нравственности

  • Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее. 
  • Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться.  
  • Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием.
  • Если с детства приучить ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни. 
  • Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.
  • Если дарить ему подарки со значением — умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь. 
  • Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют

Педагог-психолог                   О.А.Пэк

 

Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. (Эрих Фромм).

Помните: «Для того чтобы воспитание детей было успешно. надо. чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя», сказал Л.Н. Толстой. И он прав. так как вы родители являетесь образцом для своих детей.

Я думаю, что вы и ваши дети хотите одного и того же: доброты, счастья, взаимопонимания… А это всѐ и есть – нравственные приоритеты в воспитании.

свернуть

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

Уважаемые родители!

Памятка поможет вам определить эмоциональное состояние вашего ребенка и оказать ему психологическую поддержку

Разные события, в том числе и негативные, влияют на эмоциональное состояние человека и могут вызывать тревогу и страхи. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Но если мы не контролируем ситуацию, тревога становится чрезмерной.

Самое главное, на что может повлиять взрослый, — собственное эмоциональное состояние. И это же самый действенный инструмент влияния на состояние детей, испытывающих тревогу или страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям и подросткам нужны стабильные, спокойные взрослые.

Наша задача как родителей — знать максимальное число стратегий, чтобы помогать себе справиться с тревогой. Ребенок учится через нас: если он увидит, какими способами мы сами улучшаем свое состояние, он тоже сможет справиться с переживаниями, когда они его настигнут.

Простые действия для стабилизации своего эмоционального состояния

Сосредоточьтесь на том, на что вы можете влиять: на своей жизни, своих задачах, семье и работе. Составьте список дел, с которыми вы можете справляться прямо сейчас.    Успокойтесь, прежде чем общаться с детьми: дышите, гуляйте, занимайтесь физкультурой, выговаривайтесь друзьям.    Уделите больше времени дружелюбному, поддерживающему общению с родными и близкими.    Ограничьте время чтения или просмотра новостей, выберите для себя час в день, когда вы в спокойной и безопасной обстановке сможете с ними познакомиться.

 

Какими могут быть признаки страха или тревоги у ребенка

Обратите внимание на то, отмечаются ли в поведении ребенка следующие признаки:

  • постоянное беспокойство;
  • трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  • мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
  • раздражительность;
  • нарушение сна;
  • намеренное избегание общения с конкретным человеком (несколькими людьми);
  • страхи, связанные с разлукой (сны или кошмары о разлуке; отказ посещения школы, страх оставаться одному; физические симптомы в моменты, когда ожидается разлука, включая рвоту, диарею и боли в животе);
  • ожидание того, что произойдет что-то плохое;
  • страх и избегание социального взаимодействия из-за убеждения, что другие люди причинят вред;
  • острая боязнь животных (собак или птиц, насекомых), темноты, громких звуков и особенно грозы, клоунов, масок или людей с необычной внешностью, крови, болезни, инъекций.

Если Вы заметили в поведении ребенка хотя бы одну из приведенных особенностей, то вполне возможно, что ребенок находится под влиянием страха, тревоги

Причины тревоги и страха у детей:

  •     повышенная тревожность и страхи родителей;
  •     повышенная эмоциональная нагрузка;
  •     внезапная смена окружающей действительности;
  •     неблагоприятные отношения, конфликты;
  •     острое переживание за родных и близких;
  •     отсутствие эмоционального контакта со значимыми людьми;
  •     продолжительная ситуация неопределенности.

Что делать родителям, чтобы оказать психологическую поддержку ребенку

Понимающий и любящий родитель имеет особое значение для детей, испытывающих тревогу, страх. Постарайтесь следовать рекомендациям:

1.Правильное общение - это уже большая поддержка. Старайтесь сами говорить меньше, избегайте оценочных высказываний. Постарайтесь всегда находить время для общения.

2.Обсуждайте с подростками, что происходит, если от них есть запрос. Соберите вместе информацию, изучите ее. Если очень хотите выразить свое мнение, убедитесь, что не усилите тревогу.

3.Старайтесь не оставлять ребенка в одиночестве надолго.

4.Помогите ребенку выражать негативные эмоции приемлемыми для его возраста способами. Действенным будет включение его в творческую, спортивную или игровую деятельность (а также физический труд, массаж, прогулка на свежем воздухе, надувание воздушных шариков, топанье ногами, «битва подушками», ведение дневника и др.).

5.Честно сообщите ребенку, какие чувства вы сейчас испытываете. Важно быть в диалоге и открыто рассказывать о том, что вы переживаете сильные чувства, с которыми пытаетесь справиться.

6.Ребенку, который испытывает тревогу, страх, очень сложно расслабиться. Для того, чтобы снять мышечное напряжение, желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

7.Обращайтесь за помощью к специалистам, на горячие линии.

Упражнения, позволяющие снизить эмоциональное напряжение

Чем выше тревога, тем более простыми методами мы должны себе помогать. Дыхательные и релаксационные упражнения можно выполнять стоя или сидя, как дома, так и на улице. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.

Упражнение «5, 4, 3, 2»

Сосредоточьтесь на настоящем моменте: например, найдите глазами 5 предметов из одного материала или цвета, выделите для себя 4 звука, отследите в теле 3 ощущения, сконцентрируйтесь на 2 запахах.

Упражнение «Дудочка»

Сделайте легкий вдох. Представьте, как вы подносите к губам небольшую дудочку. Вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте. Повторяйте это упражнение одну минуту несколько раз в день.

Упражнение на расслабление мышц

На вдохе напрягите мышцы рук, сожмите кисти в кулаки. На выдохе расслабьтесь и сконцентрируйтесь на процессе.

Затем сделайте круговые движения шеей, далее поднимите плечи к ушам, а подбородок наклоните к груди - на выдохе почувствуйте приятные ощущения.

После чего по очереди напрягайте мышцы лица, груди, пресса, спины, ног.

Применение предлагаемых упражнений поможет уменьшить уровень тревоги, страха, приподнять настроение. Важно применять их регулярно

Педагог-психолог                  О.А.Пэк

свернуть