Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»
Встречайте ребенка после занятий спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться с чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
После занятий не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра все придется начать сначала.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным!
Какими могут быть поощрения за хорошую отметку
Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции.
Поощрение должно быть справедливым. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается. Поощрять нужно даже первые, самые скромные успехи в учебе ребенка. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Поощрять же ребенка можно и нужно, но делать это рекомендуется не с помощью купюр.
Хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на банальной выгоде.
Педагог-психолог О.А.Пэк
Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того на сколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.
У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед начатом выполнения уроков.
Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.
Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.
Педагог-психолог О.А. Пэк
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть незначительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенку надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Педагог-психолог О.А.Пэк
Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко руководствуясь правилами воспитания и задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибка первая. «Я тебя больше не буду любить». Родители часто бывают недовольны тем, что дети оспаривают их просьбы и требования. По их мнению, дети делают это назло, и призывать объяснять им смысл этих требований бесполезно. И тогда, если и угрозы не действуют, многие из родителей используют своеобразный такой аргумент: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза ими же, как правило, быстро забывается. Дети привыкают к этому и прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка, и тогда эти аргументы будут вызывать у них обратную реакцию. Лучше сказать так: «Я люблю тебя, но твой поступок не одобряю».
Ошибка вторая. «Делай, что хочешь». «Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, пусть ребенок учится сам решать свои проблемы и за свои поступки отвечать. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков, имеющих печальные результаты для здоровья и воспитания малыша. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика, наказание. Получается замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья. «Делай то, что тебе говорят родители». «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. Кроме того, это делает детей несамостоятельными, безынициативными, неуверенными в себе. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а потом мы спокойно все обсудим».
Ошибка четвертая. «Меня родители не баловали, так пусть мой ребенок ни в чем не знает отказа». Детство - короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая. «У моего ребенка нет никаких проблем». «Мой ребенок - мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок - главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая. «Главное - обеспечить своего ребенка». «Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. Часто родители видят смысл своего родительского долга в зарабатывании денег. Они нанимают нянь, гувернанток, оставляют ребенка на попечительство бабушек. А в семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он дорог родителям, его любят и всегда поддержат.
Ошибка седьмая. «Наполеоновские планы». «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая. «Поцелуи и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая. «У меня столько проблем...» Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку - и все будет в порядке. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом - постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая. «Я занята, пусть ребенок приучается к самостоятельности». «К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину - родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Педагог-психолог О.А.Пэк
Уважаемые родители!
Памятка поможет вам определить эмоциональное состояние вашего ребенка и оказать ему психологическую поддержку
Разные события, в том числе и негативные, влияют на эмоциональное состояние человека и могут вызывать тревогу и страхи. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Но если мы не контролируем ситуацию, тревога становится чрезмерной.
Самое главное, на что может повлиять взрослый, — собственное эмоциональное состояние. И это же самый действенный инструмент влияния на состояние детей, испытывающих тревогу или страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям и подросткам нужны стабильные, спокойные взрослые.
Наша задача как родителей — знать максимальное число стратегий, чтобы помогать себе справиться с тревогой. Ребенок учится через нас: если он увидит, какими способами мы сами улучшаем свое состояние, он тоже сможет справиться с переживаниями, когда они его настигнут.
Простые действия для стабилизации своего эмоционального состояния
Сосредоточьтесь на том, на что вы можете влиять: на своей жизни, своих задачах, семье и работе. Составьте список дел, с которыми вы можете справляться прямо сейчас. Успокойтесь, прежде чем общаться с детьми: дышите, гуляйте, занимайтесь физкультурой, выговаривайтесь друзьям. Уделите больше времени дружелюбному, поддерживающему общению с родными и близкими. Ограничьте время чтения или просмотра новостей, выберите для себя час в день, когда вы в спокойной и безопасной обстановке сможете с ними познакомиться.
Какими могут быть признаки страха или тревоги у ребенка
Обратите внимание на то, отмечаются ли в поведении ребенка следующие признаки:
Если Вы заметили в поведении ребенка хотя бы одну из приведенных особенностей, то вполне возможно, что ребенок находится под влиянием страха, тревоги
Причины тревоги и страха у детей:
Что делать родителям, чтобы оказать психологическую поддержку ребенку
Понимающий и любящий родитель имеет особое значение для детей, испытывающих тревогу, страх. Постарайтесь следовать рекомендациям:
1.Правильное общение - это уже большая поддержка. Старайтесь сами говорить меньше, избегайте оценочных высказываний. Постарайтесь всегда находить время для общения.
2.Обсуждайте с подростками, что происходит, если от них есть запрос. Соберите вместе информацию, изучите ее. Если очень хотите выразить свое мнение, убедитесь, что не усилите тревогу.
3.Старайтесь не оставлять ребенка в одиночестве надолго.
4.Помогите ребенку выражать негативные эмоции приемлемыми для его возраста способами. Действенным будет включение его в творческую, спортивную или игровую деятельность (а также физический труд, массаж, прогулка на свежем воздухе, надувание воздушных шариков, топанье ногами, «битва подушками», ведение дневника и др.).
5.Честно сообщите ребенку, какие чувства вы сейчас испытываете. Важно быть в диалоге и открыто рассказывать о том, что вы переживаете сильные чувства, с которыми пытаетесь справиться.
6.Ребенку, который испытывает тревогу, страх, очень сложно расслабиться. Для того, чтобы снять мышечное напряжение, желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
7.Обращайтесь за помощью к специалистам, на горячие линии.
Упражнения, позволяющие снизить эмоциональное напряжение
Чем выше тревога, тем более простыми методами мы должны себе помогать. Дыхательные и релаксационные упражнения можно выполнять стоя или сидя, как дома, так и на улице. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.
Упражнение «5, 4, 3, 2»
Сосредоточьтесь на настоящем моменте: например, найдите глазами 5 предметов из одного материала или цвета, выделите для себя 4 звука, отследите в теле 3 ощущения, сконцентрируйтесь на 2 запахах.
Упражнение «Дудочка»
Сделайте легкий вдох. Представьте, как вы подносите к губам небольшую дудочку. Вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте. Повторяйте это упражнение одну минуту несколько раз в день.
Упражнение на расслабление мышц
На вдохе напрягите мышцы рук, сожмите кисти в кулаки. На выдохе расслабьтесь и сконцентрируйтесь на процессе.
Затем сделайте круговые движения шеей, далее поднимите плечи к ушам, а подбородок наклоните к груди - на выдохе почувствуйте приятные ощущения.
После чего по очереди напрягайте мышцы лица, груди, пресса, спины, ног.
Применение предлагаемых упражнений поможет уменьшить уровень тревоги, страха, приподнять настроение. Важно применять их регулярно
Педагог-психолог О.А.Пэк
Старайся управлять своими чувствами.
Воспринимай любую ситуацию, как проблему для решения, а не обид и переживаний.
Ответь себе, что можешь сделать ты, и что не могут сделать они.
Ты ответственен и за себя и за других.
Твоя сила в спокойствии и уравновешенности.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
В споре будь сдержан и тактичен.
Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Что же такое нравственность?
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. а также выполнение этих правил. проявляющихся в его поведении и поступках.
Семья – это основа нравственного воспитания. именно в ней формируются нравственные приоритеты. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия. жестокости и безразличия. формируются семьёй и в семье.
Семья – это основа формирования личности. И действительно. ребёнок. ещё не умея говорить. уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него.
Нравственному воспитанию способствуют такие нравственные качества, как: доброта, отзывчивость верность своему слову любовь помощь справедливость уважение в семье
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете и поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни. Любая ситуация является проявлением нашего воспитания.
По данным статистики родители с детьми общаются 20 минут в неделю! Задумайтесь, сколько времени вы общаетесь со своими детьми и как?
Несколько советов родителям по воспитанию нравственности
Педагог-психолог О.А.Пэк
Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. (Эрих Фромм).
Помните: «Для того чтобы воспитание детей было успешно. надо. чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя», сказал Л.Н. Толстой. И он прав. так как вы родители являетесь образцом для своих детей.
Я думаю, что вы и ваши дети хотите одного и того же: доброты, счастья, взаимопонимания… А это всѐ и есть – нравственные приоритеты в воспитании.
Уважаемые родители!
Памятка поможет вам определить эмоциональное состояние вашего ребенка и оказать ему психологическую поддержку
Разные события, в том числе и негативные, влияют на эмоциональное состояние человека и могут вызывать тревогу и страхи. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Но если мы не контролируем ситуацию, тревога становится чрезмерной.
Самое главное, на что может повлиять взрослый, — собственное эмоциональное состояние. И это же самый действенный инструмент влияния на состояние детей, испытывающих тревогу или страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям и подросткам нужны стабильные, спокойные взрослые.
Наша задача как родителей — знать максимальное число стратегий, чтобы помогать себе справиться с тревогой. Ребенок учится через нас: если он увидит, какими способами мы сами улучшаем свое состояние, он тоже сможет справиться с переживаниями, когда они его настигнут.
Простые действия для стабилизации своего эмоционального состояния
Сосредоточьтесь на том, на что вы можете влиять: на своей жизни, своих задачах, семье и работе. Составьте список дел, с которыми вы можете справляться прямо сейчас. Успокойтесь, прежде чем общаться с детьми: дышите, гуляйте, занимайтесь физкультурой, выговаривайтесь друзьям. Уделите больше времени дружелюбному, поддерживающему общению с родными и близкими. Ограничьте время чтения или просмотра новостей, выберите для себя час в день, когда вы в спокойной и безопасной обстановке сможете с ними познакомиться.
Какими могут быть признаки страха или тревоги у ребенка
Обратите внимание на то, отмечаются ли в поведении ребенка следующие признаки:
Если Вы заметили в поведении ребенка хотя бы одну из приведенных особенностей, то вполне возможно, что ребенок находится под влиянием страха, тревоги
Причины тревоги и страха у детей:
Что делать родителям, чтобы оказать психологическую поддержку ребенку
Понимающий и любящий родитель имеет особое значение для детей, испытывающих тревогу, страх. Постарайтесь следовать рекомендациям:
1.Правильное общение - это уже большая поддержка. Старайтесь сами говорить меньше, избегайте оценочных высказываний. Постарайтесь всегда находить время для общения.
2.Обсуждайте с подростками, что происходит, если от них есть запрос. Соберите вместе информацию, изучите ее. Если очень хотите выразить свое мнение, убедитесь, что не усилите тревогу.
3.Старайтесь не оставлять ребенка в одиночестве надолго.
4.Помогите ребенку выражать негативные эмоции приемлемыми для его возраста способами. Действенным будет включение его в творческую, спортивную или игровую деятельность (а также физический труд, массаж, прогулка на свежем воздухе, надувание воздушных шариков, топанье ногами, «битва подушками», ведение дневника и др.).
5.Честно сообщите ребенку, какие чувства вы сейчас испытываете. Важно быть в диалоге и открыто рассказывать о том, что вы переживаете сильные чувства, с которыми пытаетесь справиться.
6.Ребенку, который испытывает тревогу, страх, очень сложно расслабиться. Для того, чтобы снять мышечное напряжение, желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
7.Обращайтесь за помощью к специалистам, на горячие линии.
Упражнения, позволяющие снизить эмоциональное напряжение
Чем выше тревога, тем более простыми методами мы должны себе помогать. Дыхательные и релаксационные упражнения можно выполнять стоя или сидя, как дома, так и на улице. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.
Упражнение «5, 4, 3, 2»
Сосредоточьтесь на настоящем моменте: например, найдите глазами 5 предметов из одного материала или цвета, выделите для себя 4 звука, отследите в теле 3 ощущения, сконцентрируйтесь на 2 запахах.
Упражнение «Дудочка»
Сделайте легкий вдох. Представьте, как вы подносите к губам небольшую дудочку. Вытяните губы трубочкой и медленно выдыхайте. Повторяйте это упражнение одну минуту несколько раз в день.
Упражнение на расслабление мышц
На вдохе напрягите мышцы рук, сожмите кисти в кулаки. На выдохе расслабьтесь и сконцентрируйтесь на процессе.
Затем сделайте круговые движения шеей, далее поднимите плечи к ушам, а подбородок наклоните к груди - на выдохе почувствуйте приятные ощущения.
После чего по очереди напрягайте мышцы лица, груди, пресса, спины, ног.
Применение предлагаемых упражнений поможет уменьшить уровень тревоги, страха, приподнять настроение. Важно применять их регулярно
Педагог-психолог О.А.Пэк