Профилактика суицидов - Государственное учреждение образования "Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района"

Профилактика суицидов

ПЛАН

месячника по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

 и буллинга в ученическом коллективе государственного учреждения образования «Зелёнковская базовая школа имени Т.С. Мариненко Полоцкого района»

 (с 14.09.2024  по 11.10. 2024 года)

№ п/п

Мероприятия

Дата

проведения

Участники

Ответственные

1.

Размещение информации о проведении месячника на стенде и сайте учреждения

14.09.2024

Родители, учащихся,

педагоги

А.М.Стельмачёнок ответственный за сайт

 

2.

Оформление тематического стенда «Ценности жизни»

17.09.2024

Учащиеся

1-9 классов

Педагог-психолог О.А.Пэк

3.

Диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предотвращения суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

16.09.2024-18.09.2024

Учащиеся

5-9 классов

Педагог-психолог О.А.Пэк

4.

Размещение на сайте школы информации для родителей на темы: «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях», «Как научиться понимать и принимать подростка?»

18.09.2024- 23.09.2024

Родители, учащихся

 1-9 классов

 

А.М.Стельмачёнок

ответственный за сайт

5.

Консультирование учащихся : «ТРИ «Д» - Думай. Действуй. Делай»

03.10.2024

Учащиеся

5-9 классов

Педагог-психолог О.А.Пэк

6.

Индивидуальная консультация для   классных руководителей «Как помочь ребенку справиться с эмоциями»

20.09.2024

Классные руководители  1-9 классов

Педагог-психолог

О.А.Пэк,

педагог социальный Е.О.Мороз

7.

Субботний диалог психолога с родителями:

«Как настроить ребенка на успех»

28.09.2024

Родители учащихся

4-9 классов

 

Педагог-психолог О.А.Пэк

8.

 Проведение классных часов

«Секреты позитивного общения» (1-4 кл.),

«В поисках хорошего настроения» (5-8 кл.)

7. «Поговорим о поддержке» (9 кл.)

В течение месячника

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

1-9 классов

9.

Выставка коллажей, стенгазет, плакатов, рисунков «Улыбнись жизни, ты ей нравишься»

23.09.2024-27.09.2024

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

1-9 классов

10.

Проведение психосоциального анкетирования

02.10.2024-10.10.2024

Учащиеся 6-9 классов

Педагог-психолог

О.А.Пэк, педагог социальный Е.О.Мороз

11.

Распространение для педагогов памяток: «Как распознать острое кризисное состояние у учащегося», «Что делать, если учащийся высказывает суицидальные намерения»

В течение месячника

Педагоги

Педагог-психолог

О.А.Пэк 

12.

Мониторинг социальных сетей обучающихся с целью выявления негативных явлений, участия в группах суицидальной направленности, наличия негативного контента

В течение месячника

Учащиеся 5-9 классов

педагог социальный Е.О.Мороз

13.

Проведение индивидуальных и групповых бесед: «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»;

«Наши чувства и действия»

21.09.2024

 

 04.10.2024

Учащиеся 5-9 классов

педагог социальный Е.О.Мороз

14.

Просмотр и обсуждение художественного фильма «Чучело»

01.10.2024-11.10.2024

Учащиеся 5-9 классов

Классные руководители 5-9 классов

15.

Предоставление информации об итогах проведения месячника

15.11.2024

Педагог-психолог

О.А.Пэк

 

Жизнь дороже всех сокровищ

В рамках республиканской профилактической акции «Дом без насилия!», направленной на предотвращение домашнего насилия и повышение осведомленности о проблеме, в нашей школе состоялось тематическое мероприятие «Жизнь дороже всех сокровищ». Цель акции – привлечь внимание к проблеме насилия в семье, информировать учащихся и их родителей о способах защиты от него, а также о возможностях получения помощи.

свернуть

Конфликты с детьми: как их решить

Суицидальное поведение подростков. Памятка для родителей

По мировым данным, большой процент суицидальных попыток совершаются в молодом возрасте. Специалисты разделяют такие попытки на: истинные, демонстративные и шантажные.

Целью демонстративных, шантажных попыток является стремление добиться определенной цели, либо стремление обратить на себя внимание. Также это может быть ярким выражением протеста против трудной, тяжелой для человека ситуации. У детей и подростков понятие о смерти еще не зрелое, а способов конструктивного разрешения трудных жизненных ситуаций еще не достаточно в силу небогатого жизненного опыта. Им кажется, ситуация тупиковая и только лишив себя жизни, можно облегчить свое страдание или разрешить какие-то вопросы в свою пользу. И суицид – это крик о помощи! Есть еще один не маловажный фактор - это влияние окружающих сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку «за кампанию», т.е. решение не обдуманно, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все».

Наиболее опасными являются истинные суицидальные попытки. Здесь речь идет о тяжелых душевных переживаниях, сильном стрессе, выраженной депрессии. Истинными причинами могут быть:

  • трудности в сфере человеческих отношений,
  • отчужденность от социальной среды – подростка не принимают сверстники. Возникает ощущение одиночества, отчуждение. Страдание является очень сильным, так как не удовлетворяются возрастные потребности в понимании, принятии.
  • насилие – как физическое, так и моральное. Тогда возникает ощущение безысходности, напряжения.
  • сильный стресс – в частности, смерть или расставание с близким человеком.

Подвержены риску суицида дети и подростки с определенными психологическими особенностями :

  • Эмоционально чувствительные, ранимые.
  • Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно, неспособные к компромиссам.
  • Негибкие в общении. Способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны.
  • Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам.
  • Склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения.
  • Пессимистичные.
  • Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдание вашего ребенка, помогут найти выход из трудной ситуации.

 

свернуть

Причины суицидального поведения подростков

Безусловно, невозможно выявить одну или две причины подростковых самоубийств. То, из-за чего взрослеющий ребенок решается на последний шаг, всегда очень индивидуально. Специалисты выделяют ряд основных мотивов суицидального поведения подростков, причем ведущим фактором обычно является преобладание чувства безнадежности и беспомощности. Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.
  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

     Независимо от мотивов, подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

    Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, в частности к консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70 % консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40 % – в течение последней недели до совершения фатального поступка; 8 из 10 задумавших самоубийство, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.

     Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:

– высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

– фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;

– раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций

(то эйфория, то приступы отчаяния);

– негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

– постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

– необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

– стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

– снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

– попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от

друзей (при наличии других настораживающих признаков).

 

     Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:

– часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;

– вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;

– снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;

– поглощенность темой смерти;

– постоянная скука;

– социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;

– пропуск школы или плохая успеваемость;

– деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;

– чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;

– повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция

на похвалы и награды;

– повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;

– жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;

– сложности концентрации внимания;

– значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).

 

Словесные заявления - признаки суицидальных намерений:

Высказывания могут быть скрытыми и замаскированными, или же совершенно искренними:

  • «ненавижу жизнь»;
  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен»;
  • «это выше моих сил»;
  • «Вы не должны беспокоиться обо мне»
  • «Я не хочу создавать вам проблемы».
  • «Я хочу уснуть и никогда не проснуться».
  • «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади».
  • «Они очень пожалеют, когда я их покину»…

  Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста. Если ознакомиться с историями подростков, которые совершили под влиянием социальных сетей самоубийства, помимо вышеназванных признаков, в них можно найти общие признаки.

  1. Слово «выпиливаться», «самовыпил», «оффнуться». На языке социальных сетей это значит «покончить с собой». Проследите, не появилось ли оно в лексиконе ребенка.
  2. Кит. Когда киты решают уйти из жизни, они выбрасываются на берег. Этот образ активно тиражируют люди, которые настраивают подростков на самоубийства в социальных сетях. Попавшая под влияние жертва, как правило, либо рисует китов, либо упоминает их в своих рассуждениях.
  3. Бабочка. Символ короткой жизни. Используется примерно так же, как и кит, хотя последний более распространен.
  4. Порезы на руках, пусть даже незначительные и совсем не похожие на попытки вскрыть вены. Некоторые «группы смерти» в социальных сетях используют фото с порезом как пропуск в сообщество. Есть и такие, которые допускают лишь изображение пореза.
  5. Новые, неизвестные кумиры. Многих подростков на самоубийство в социальной сети «ВКонтакте» вдохновила Рина Паленкова (она же Рената Камболина). Стоит следить и за упоминанием имен администраторов «групп смерти»: Филипп Лис (Цветановский), Ева Рейх, Эмилия Рейх, Адам Бер, Мирон Ситх (Сетх).
  6. Труднее всего расшифровать цифры или комбинации символов. Пропаганда самоубийства в социальных сетях использует много комбинаций. Самые известные на сегодняшний день – f57 и f58, «4:20» – «группы смерти» агитируют подростков просыпаться в это время.

 

свернуть

Признаки суицида

План месячника по профилактике кризисных состояний «Скажи жизни «Да!»

 

План месячника

по профилактике кризисных состояний «Скажи жизни «Да!»

в ГУО «Зелёнковская базовая школа

имени Т.С.Мариненко Полоцкого района»

(с 10.03.2025  по 10.04. 2025 года)

Цель:

Создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся, их законных представителей и специалистов к своему здоровью, в том числе психологическому, а также проблеме суицидов.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и здоровье, культуру самопознания и саморегуляции, нравственно-ценностные ориентации, уважение к закону, правам и свободам других людей.
  2. Содействовать созданию условий для успешного обучения и полноценного личностного развития, психологической готовности к жизненному самоопределению, позитивной социализации и адаптации учащихся в учреждении образования.

3.Повысить психолого-педагогическую компетентность всех участников образовательного процесса.

 

Мероприятия

Дата

проведения

Участники

Ответственные

1. 

Разработка плана месячника  по профилактике кризисных состояний «Скажи жизни «Да!»

до 10.03.2025

 

Педагог-психолог

 Пэк О.А.

2. 

Отражение информации о проведении Месячника на сайте школы

10.03.2025 – 10.04.2025

 

Стельмачёнок А.М.

3.

Акция «День позитива»

10.03.2025 

Учащиеся 1-9 классов

Педагог-психолог

 Пэк О.А.

4.

Разработка и размещение на школьном сайте информационно-просветительских материалов для родителей :памятка родителям по профилактике детского суицида; родителям о подростковом суициде.

На протяжении месячника

Родители 1-9 классов

Педагог-психолог

Пэк О.А.,

Стельмачёнок А.М. 

5.

Мониторинг социальных сетей с целью выявления учащихся, подверженных депрессивному, суицидальному настроению.

На протяжении месячника

Учащиеся 5-9 классов

Классные руководители, педагог социальный Мороз Е.О.

6.

Субботний диалог психолога с родителями:

консультации «Конфликтные ситуации в детско –родительских отношениях»; «Возрастные психологические особенности учащихся»

 

 

 

22.03.2025

 

 

 

05.04.2025

Родители

Педагог-психолог Пэк О.А.

7.

Конкурс детских рисунков «Безопасные каникулы на старт»

 20.03.2025

Учащиеся 1-6 кл

Классные руководители 1-6 классов

8.

Почта доверия  «Вопросы к психологу»

14.03.-31.03.2025

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители,

педагог-психолог Пэк О.А.

9.

Открытый сеанс-просмотр видеороликов о ценности человеческой жизни «Жизнь человеку даётся только раз»

14.03.2025

Учащиеся 7-9 кл

Классные руководители,

педагог-психолог Пэк О.А.

10.

Обучающий семинар для педагогических работников, направленный на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни

27.03.2024

Педагоги

Педагог-психолог Пэк О.А.

11.

Беседа-размышление с элементами тренинга 

«Жить здорово!»

19.03.2025

Учащиеся 9 класса

Педагог-психолог Пэк О.А.

12.

Круглый стол «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

17.03.2025

Учащиеся 7-8 кл

Педагог-психолог Пэк О.А.

 

13.

Разработка и обеспечение классных руководителей памятками «Признаки депрессии и факторы суицидального риска», буклет «Роль учителя

в профилактике суицидального поведения обучающихся:

Что делать и как помочь?»

На протяжении месячника

Классные руководители 5-9 классов

Педагог-психолог Пэк О.А.

Педагог социальный Мороз Е.О.

14.

Проведение «Родительских университетов»

«Осторожно: суицид»

22.03.2025

Родители

8 класса

Классный

руководитель.

 

15.

Классный час «Да здравствует вежливость и доброта. Способы решения конфликтов»

На протяжении месячника

Учащиеся 1-4 классов

Классные руководители.

16.

 Шанс-викторина  «Скажи жизни – да! Помощь сверстникам в кризисной ситуации»

07.04.2025

Учащиеся 5-6 классов

Педагог-психолог Пэк О.А.

Педагог социальный

 Мороз Е.О.

17.

Изготовление и выпуск буклетов  для учащихся «Дорожи своей жизнью»

01.04.2025

Учащиеся 5-9 классов

Педагог-психолог Пэк О.А.

 

18.

Единый информационный час по профилактике суицидального поведения и формированию позитивно-ориентированной личности обучающихся «Жизнь дороже всех сокровищ»

13.03.2025

Учащиеся 5-9 классов

Классные руководители.

19.

Рассмотрение результатов работы на совещании при директоре

Апрель 2025

 

 

 

Педагог-психолог                                                             О.А.Пэк

свернуть

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях (консультация для родителей)

Каждый родитель периодически испытывает сложности в общении со своим ребёнком. Это нормально. Ситуация усугубляется, когда сложности вызывают напряжение, а напряжение перерастает в конфликт. Положение дел становится критическим, когда конфликты не решаются, а наслаиваются друг на друга, и каждый последующий конфликт становится следствием предыдущего. Чтобы до этого не доводить, важно, по меньшей мере, своевременно разрешать конкретные ситуации. В любом конфликте всегда 2 стороны, конфликт между родителем и ребенком не является исключением.

На атмосферу отношений между родителем и ребенком влияет множество факторов:

- возрастные кризисы родителей и детей;

- супружеские конфликты;

- психологические и физические травмы, полученные ребенком в раннем детстве или родителем в процессе его воспитания;

- особенности воспитания и многое другое.

Даже исходя из количества факторов, влияющих на итоговый результат, очевидно, что нет одного универсального способа наладить отношения с ребёнком, не получится в одночасье сделать их гармоничными. Но есть определенные базовые моменты, наличие которых может существенно облегчить достижение этой цели. К ним можно отнести доступность родителя и диалог с ребёнком.

Остановимся на таком понятии, как доступность родителя.  Хорошо, если ребёнок всегда знает, что может связаться с родителями: поговорить за чашкой чая утром, позвонить после школы, разбудить в 2 часа ночи. Воспользуется он этой возможностью или нет, уже другой вопрос. Но сама готовность взаимодействовать, готовность выслушать ребёнка или просто побыть с ним молча какое-то необходимое ему время уже дает очень многое. Оказаться рядом, отозваться на призыв гораздо важнее, чем новый смартфон или дорогой велосипед для ребёнка, ради покупки которого вы торопитесь по утрам на работу, так заняты днем, что не можете взять трубку, и запираетесь в комнате ночью, чтобы никто не мог нарушить ваш драгоценный сон.

Тем временем, потребность в контакте с родителями никуда не исчезнет. Тоска по близкому человеку найдет отражение во внешнем мире, и ваше счастье, если это будет ведение дневника/блога или развитие близких межличностных отношений, а не связи с плохой компанией, знакомство с набором вредных привычек и ухудшение успеваемости в учебном заведении. Дайте ребёнку возможность поговорить с вами о том, что важно. Пусть он знает, что вы у него есть 24 часа в сутки (не путать с навязчивой опекой!). Однако, это знание мало чем поможет и ему, и вам, если у вас не будет диалога.  Диалог мы определяем как обмен информацией, приводящий к развитию обоих собеседников. Обмен оскорблениями и претензиями в данном контексте не является диалогом. Многие дети и родители недооценивают значение диалога, считая, что нет смысла или не о чем разговаривать. В то же время, диалог является одним из источников гармоничных отношений. Через него можно узнать много нового и интересного о ребенке, лучше разобраться в его потребностях и рассказать о своих. В нем можно обговорить принципы вашего с ребенком взаимодействия, на чём оно основывается (например, честность, материальные блага; доверие и др.). Наряду с этим вы можете обозначить возможные правила поведения в определенных ситуациях, обговорить преимущества их соблюдения. Можно поговорить о том, что для ребенка означает любовь, о приятных для него и для вас проявлениях любви. Ребёнок, который чувствует любовь, не хочет уходить из жизни, чувствует дома безопасность. Поговорите с ребенком о том, что важно.

Что помогает выстроить диалог?

Открытые вопросы. Обычно вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном — двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Например: «Сколько у тебя завтра уроков?», «Ты можешь встретиться с ним позже?», «Сколько человек ты хотел бы видеть на своем дне рождения?» и т. п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни подростка, сколько позволяют поговорить с ним о его чувствах, ощущениях. Кто, если не родитель, даст ребёнку возможность поговорить об этом? Ради эксперимента, попытайтесь вспомнить, кто и когда вас последний раз спрашивал о том, что вы чувствуете в конкретной ситуации, искренне интересовался вашим душевным благополучием.   Некоторые психологи отмечают, что открытые вопросы способствуют хорошим отношениям, закрытые затрудняют их формирование. Примеры открытых вопросов: «О чём бы ты хотел поговорить со мной?», «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что ты почувствовал, когда услышал от меня эти слова?» «Почему тебе грустно?» и т. п. Открытые вопросы дают возможность ребёнку поделиться своими заботами с вами. Они передают ему инициативу в беседе и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, то есть свой внутренний мир.

Я-сообщения. Вспомните, как люди часто выражают свое недовольство чьим-то поведением или словами: «Ты не делаешь ничего из того, о чем я тебя прошу!», «Ты снова опоздал!», «Как ты со мной разговариваешь?!». Во всех репликах говорится о другом человеке и, по сути, содержится обвинение, критика. Такие речевые конструкции называют «Ты-сообщения». В своей и чужой речи их проще всего опознать по словам «ты, тебя, тебе». Обвинение провоцирует обиду, вызывает желание обороняться, а лучшая защита, как известно, — нападение. Соответственно, с точки зрения налаживания отношений, «Ты-сообщения» малоэффективны. Гораздо более конструктивным способом построить диалог и/или уладить конфликтную ситуацию являются «Я-сообщения». В них есть возможность сообщить ребёнку о себе, своих чувствах и переживаниях, а не о нем или его поведении. Такие сообщения начинаются с личных местоимений: я, мне, меня. В самом упрощённом варианте структура Я-сообщений включает в себя ситуацию и чувства, которые эта ситуация вызывает. Например, «Я злюсь, когда меня перебивают» или «Когда я слышу ночью громкую музыку, начинаю нервничать». К этому можно добавить информацию о последствиях нежелательных действиях и предложение альтернативного варианта поведения, который бы устроил и вас тоже. Например, «Когда я слышу ночью громкую музыку, то начинаю нервничать, потому что понимаю, что не высплюсь и утром проснусь с больной головой. Громкую музыку днем или вечером я переношу спокойно, а утром она даже действует на меня положительно». Или «Мне тревожно, когда я прихожу с работы и вижу, что уроки не сделаны. Я буду чувствовать себя гораздо лучше, если они будут готовы до 21:00.».

«Я-сообщения» позволяют выразить свои негативные чувства так, чтобы не обидеть ребёнка. Кроме того, их использование сближает, позволяя быть искренними и лучше узнать друг друга.

Совместный досуг. Он обеспечивает необходимые предпосылки для разговора (время, место, настроение). Рисование, готовка, отдых на природе, интеллектуальные игры, ручной труд – вариантов множество. Вам не обязательно быть активным участником процесса, то есть, делать то же, что делает ребёнок. Вы можете наблюдать со стороны, проявлять интерес, вникать в его деятельность. Общий интерес порождает желание сотрудничать, а оно побуждает к диалогу.

В заключение необходимо отметить, что не стоит стремиться к тому, чтобы полностью убрать конфликты из отношений с ребёнком, тем более с подростком. Они все равно будут, и они могут быть полезны для развития вас, ребёнка и ваших отношений. Доступность родителя и наличие диалога не являются панацеей от конфликта и не гарантируют отсутствие трудностей в общении с ребёнком. Но они облегчают понимание. Понимание того, что происходит с ребёнком в настоящий момент, что происходит в жизни ребёнка в целом и, наконец, что происходит в ваших отношениях с ним. Это понимание, в свою очередь, способно предотвратить лишние конфликты, а также позволяет вовремя распознать возможные «зоны риска» в жизни ребёнка и оценить необходимость и характер взаимодействия с ним в конкретный момент времени.

 

Педагог-психолог                    О.А. Пэк

свернуть

Конфликты и пути их разрешения

Как сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  • Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
  • Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
  • Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  • Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
  • Не забывайте слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

Будьте успешны и счастливы!

«Обращайтесь с детьми как с цветами. Пусть растут естественно. Только вместо воды и удобрений давайте детям вволю любви. И никогда не может быть чрезмерной … терпеливость. Любовь и терпение – вот, что помогает росту»

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви - километры шагов» (Стендаль)

Для Вас, родители…

 

    Людей неинтересных в мире нет.

     Их судьбы – как истории планет,

     У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё…

                                    Е.Евтушенко

 

Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

  1. Умение слушать.
  2. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.
  3. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
  4. Умение критиковать и правильно реагировать  на критику.
  5. Умение принимать решение.
  6. Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.

За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  • помочь ребёнку найти компромисс души и тела;
  • все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
  • подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
  • необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
  3. Поставить себя на место другого человека.
  4. Осознать право на существование другой точки зрения.
  5. Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми. 

 

 

 

 

свернуть

Что делать, если учащийся высказывает суицидальные намерения

Суицид- это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь, как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Детский суицид – это крик о помощи. Не смерти хотят дети, а иных отношений с родителями, с педагогами,  со всем миром, где они не нашли ещё своего места, где им пока неуютно и одиноко

Необходимо отметить, что многие из тех, кто покушается на самоубийство,- вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обычным способом.

Признаки самоубийства.

 О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

  1. Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

Возможные мотивы.

  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Как помочь.

Выслушивайте - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

 Обсуждайте - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом - большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

 Задавайте вопросы - обобщайте, проводите рефрейминг - «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

 Подчеркивайте временный характер проблем - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Работа над повышением жизнестойкости подростка.

Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости подростка, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием:

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
  2. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  • «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
  • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
  1. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
  • формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
  • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
  • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
  • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
  • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  1. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
  • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
  • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
  • навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
  • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
  • навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
  • навыков бесконфликтного и эффективного общения.
свернуть